Уже почти 15 месяцев Надежда Арзуманян живет с единственным желанием — перевезти тело своего сына из кладбища в Мартуни в Армению. Ее сын, 25-летний командир взвода зенитно-ракетной батареи Вачаган Дадалян, участвовавший в предыдущих войнах в Арцахе, погиб 19 сентября 2023 года.
О гибели сына матери сообщили лишь на следующий день, опасаясь реакции: муж Надежды умер в молодости, а дочь скончалась в 14 лет. Вачаган был ее единственной опорой. Первоначально планировалось перевезти его тело в ереванский пантеон «Ераблур», но дороги из Мартуни были закрыты. Позже, во время эвакуации, заявили, что это невозможно, пишет Радио Азатутюн.
«Сегодня могилы наших детей там заброшены, даже надгробия поставить не успели», — говорит Надежда.
Тело сержанта Сасуна Аванесяна, погибшего в первые часы боёв 19 сентября, было похоронено в братской могиле в Степанакерте. Семья не успела установить даже надгробную плиту.
По словам его сестры Беллы Галстян, после гибели Сасуна его тело оставалось в плену, а его брат Давид оказался в окружении. Семья надеялась, что Давид сможет добраться на похороны.
«Нам сказали, что нет необходимых средств, нужно срочно хоронить, потому что привозят всё больше тел», — вспоминает Белла.
Однако после похорон Сасуна судьба семьи оказалась еще трагичнее. Давид спасся из окружения, но погиб при взрыве топливного склада, находясь уже в безопасности. Он скончался в ереванской больнице и был похоронен в «Ераблуре». Останки Сасуна так и остались в Степанакерте.
Мать двух братьев, похороненных на разных кладбищах, Галина Аванесян, верит, что сможет перенести тело Сасуна в Ереван. Однако семья с тревогой следит за строительными работами, которые Азербайджан начал на подконтрольных ему территориях.
В течение последнего года родственникам погибших несколько раз обещали разрешить транспортировку останков, но договоренности в последний момент отменялись.
На этой неделе правозащитница Сирануш Саакян обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) от имени семей 36 погибших в сентябре 2022 года.
«Мы требуем зафиксировать нарушения и обязать Азербайджан передать останки погибших их семьям», — заявила Саакян.
По её словам, задержка передачи возможна лишь в исключительных случаях, связанных с необходимостью экспертиз, но Азербайджан искусственно создал проблемы, которые привели к сложившейся ситуации. Во время эвакуации у людей не было возможности вывезти тела близких, а в Карабахе не было условий для полноценного захоронения: отсутствуют надгробия, а некоторых погибших хоронили даже во дворах их домов.
Офис Саакян перед обращением в ЕСПЧ собрал данные о 46 погибших в сентябрьских боях, составил карту с указанием мест их захоронения и передал её в суд.