RU
29 September 2002 - 00:00 AMT

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ САЖАЮТ КИТАЙЦЕВ НА ИГЛУ

Смертный приговор в отношении выступавшей в роли наркокурьера 24-летней жительницы Приморского края России Елены Тимченко был вполне предсказуем. По китайским законам, за транспортировку более чем пятидесяти граммов героина преступникам грозит казнь, или в лучшем случае, пожизненное заключение. Тимченко перевозила почти полтора килограмма. По показаниям наркокурьера, груз принадлежал азербайджанской группировке, на службе которой она и состояла. До того, как принять заманчивое предложение азербайджанской мафии, Лена подрабатывала проституцией в одном из “русских” кварталов Пекина, где кроме нее торговлей телом занимались еще около ста девушек из России. Сама она к тому времени уже была «на игле». В упомянутой публикации в газете «Эхо» утверждается, что «Тимченко пристрастили к наркотикам визитеры из Азербайджана, которые и сделали ее наркокурьером». В той же статье отмечается, что в Китае азербайджанцы находятся на законных основаниях и почти все имеют для прикрытия легальный бизнес – в основном это оптовые поставки товаров широкого потребления в Россию.

Основным местом «дислокации» Елены был ночной клуб «Голливуд», известный своими богатыми «наркотическими традициями». По сведениям «Эха», здесь «торгуют исключительно героином, а продавцы дурмана – это граждане Азербайджана и Таджикистана, которые довольно крепко осели в этом квартале». Газета располагает данными о том, что «примерно 80% русских проституток в Пекине употребляют героин, и этот фактор с выгодой используют представители азербайджанской диаспоры – за тысячу долларов они предлагают русским девушкам слетать в Куньмин и доставить оттуда партию товара». Зарабатывать телом конечно безопасней, но ведь для того, чтобы скопить тысячу нужно обслужить как минимум пятьдесят клиентов. Лена сочла, что лучше один раз съездить в Куньмин, чем пятьдесят раз унижаться. В рейс она снаряжалась достаточно часто.

«Курьерствовала» бы Тимченко еще долго, если бы в сентябре 2000-го года в аэропорту города Куньминь ее с поличным не задержала полиция. Единственная скидка, которую сделала китайская Фемида гражданке дружественной страны – это отсрочка на два года в исполнении смертного приговора. На скамье подсудимых она сидела одна. Тех, кто вывел ее на путь, приведший за решетку, до сих пор не задержали. О том, насколько реально выявление организаторов наркотрафика, говорить пока трудно. Известно лишь, что в посольство Азербайджана в Пекине до сих пор не поступало каких-либо документов, касающихся соучастия азербайджанцев в этом нашумевшем преступлении. Примечательно, что диппредставительство Азербайджана открещивается от своих соотечественников, значащихся в деле пока только в качестве подозреваемых. Советник посла Закир Гашумов заявил, что консульская служба посольства не обязана отслеживать ход дела, так как «азербайджанцы, которые состоят в мафиозных структурах Китая, не являются гражданами Азербайджана».

История с Еленой Тимченко не первый случай, когда китайские правоохранительные органы столкнулись с «экспортируемыми» Азербайджаном проблемами криминального характера. В апреле прошлого года полиция арестовала 30 азербайджанцев, состоявших в мафиозных структурах и занимавшихся, по данным китайской прессы, киднэппингом. Очевидно, что уже не только в России, но и в других странах начинают замечать, что от азербайджанской диаспоры исходит угроза криминализации общества. Не трудно представить реальные масштабы преступного бизнеса азербайджанцев, если иметь в виду, что в такой громадной стране как Китай, им удалось привлечь к себе внимание как к едва ли не к главному источнику наркотической чумы.