RU
6 December 2002 - 00:00 AMT

АРМЯН ДЖАВАХКА ИЗБАВИЛИ ОТ КАТАСТРОФЫ

На отказе от ахалкалакского маршрута настаивал и оператор проекта – компания «Бритиш Петролеум – Азербайджан». Ее глава Дэвид Вудворд выступая в Тбилиси заявил буквально следующее: «Нефть, которая будет транспортироваться по трубопроводу, принадлежит Азербайджану и является его достоянием. Руководство этой страны, естественно, не может согласиться с экспортом нефти, добываемой ценой вложения миллионов долларов и огромного труда, через регион, где проживают армяне».

Разъяснения по поводу нежелания азербайджанцев строить нефтепровод через армянонаселенный район дал президент государственной нефтяной корпорации Грузии Георгий Чантурия. По его словам, причиной отказа от наиболее короткого маршрута явились опасения относительно того, что напряженность между Арменией и Азербайджаном может привести к неожиданным провокациям. Чантурия считает, что следует перестраховаться на случай еще большего обострения армяно-азербайджанского конфликта. «Наши азербайджанские партнеры опасаются, что если война в Карабахе возобновится, на ахалкалакском участке нефтепровода могут быть совершены диверсии», – заявил грузинский чиновник.

Аргумент понятен. В Баку боятся, что армяне позаимствуют их излюбленный метод ведения войны, к которому азербайджанцы не раз прибегали в начале девяностых. Как известно, только в 1993-94-м годах на территории Грузии азербайджанскими террористами было совершено 13 (!) взрывов на линии газопровода, питающего голубым топливом Армению. Допустим, что угроза диверсии на нефтепроводе действительно существует. Но в таком случае непонятно, что мешает диверсантам подорвать трубу в том же боржомском ущелье, в котором, кстати, в силу сложного рельефа гораздо труднее осуществлять охрану?

Так или иначе, от решения проложить трубу в обход Ахалкалаки армяне только выиграли. Напомним, что жители армянонаселенной Джавахетии всегда выступали против прокладки нефтепровода через их землю. Труба ничего кроме проблем им не сулила. Во-первых, владельцы земельных участков, по которым должен был пройти трубопровод, фактически лишились бы права на неприкосновенность своей собственности. Под предлогом осуществления охраны трубопровода сюда стали бы наведываться турецкие военные, к которым местное население по известным причинам симпатий никогда не питало. К этому следует прибавить опасность всевозможных аварий и технических неполадок. Осознавая все негативные последствия проекта, жители соседнего Цалкского района, населенного грузинами и греками, в начале лета организовали акции протеста против строительства нефтепровода. Для подавления массовых выступлений даже потребовалось ввести войска.

Армянам повезло – их избавили от беды, которую грузинские экологи называют «Чернобылем замедленного действия». Беду правительство Грузии решило навести на боржомцев. Экологи считают боржомский маршрут самым опасным из всех ранее обсуждавшихся. Труба пройдет по восьми рекам ущелья, славящегося своей целебной минеральной водой, приносящей в государственный бюджет ежегодно около тридцати миллионов долларов. Нетрудно представить, что станет с гордостью Грузии, если иметь в виду, что несмотря на сложнейший рельеф расстояние между так называемыми аварийными заслонами, предназначенными для обеспечения безопасности нефтепровода, будет равно в среднем сорока километрам. Между тем, известно, что в советские годы заслоны строились на расстоянии как минимум двадцати пяти километров.

На днях тбилисский телеканал «Рустави-2» провел опрос среди своих телезрителей об отношении к строительству нефтепровода. Из принявших участие в опросе восьми тысяч человек 72 процента высказались категорически против прохождения трубы через Боржомское ущелье и лишь 21 процент не видит в этом особой угрозы. Народ, в отличие от правителей, предпочел нефтедолларам безопасную жизнь.