Глава Турции остался верен своему обещанию пресечь попытки перекраивания конституции в угоду конкретным политическим персонам. Вето, наложенное Сезером на принятый накануне парламентом пакет конституционных поправок, означает, что Эрдогану придется мобилизовать своих сторонников в парламенте к новому бою. Согласно турецким законам, если возвращенный президентом «на доработку»законопроект во второй раз без изменений утверждается парламентариями и глава государства вновь его не подписывает, вопрос выносится на референдум.
Напомним предысторию дела. Действующая конституция Турции исключает возможность избрания депутатом лица, когда-либо привлекавшимся к уголовной ответственности за «идеологическую, или анархическую деятельность». Другая статья основного закона оговаривает, что премьер-министр избирается из числа парламентариев. Это старое правило лишило Реджепа Эрдогана премьерского поста, несмотря на убедительнейшую победу его партии на недавних выборах. Как известно, Эрдоган в 1998-ом году был осужден за пропаганду клерикальных воззрений, противоречащих светским устоям страны. Выступая на одном из партийных собраний, лидер позволил себе продекламировать строфу из стихотворения классика духовной поэзии Зии Гокалпа, в котором воспеваются исламские ценности. Суд счел, что это ничто иное, как «призыв к религиозной и расовой дискриминации и подстрекательство народа к мстительности и вражде». В итоге Эрдоган был осужден на 4-месячное заключение.
Победа на выборах позволила партии Справедливости и развития завладеть почти 350 мандатами. Для внесения изменений в конституцию требовалось 367 голосов. Сумев привлечь независимых депутатов, партия сумела обеспечить 440 сторонников при голосовании вопроса о внесении поправок, ликвидирующих барьер, возникший перед ее лидером. (Против внесения изменений проголосовало всего 18 депутатов.)Ограничение было смягчено – законодатели сохранили запрет лишь в случае, касающемся лиц, осужденных за терроризм.
Судя по всему, Эрдоган был готов к тому, что Ахмед Сезер отклонит пакет принятых парламентом изменений. (Еще полтора месяца назад он заявил, в случае если ликвидировать ограничения парламентским путем не удастся, партия будет настаивать на проведении референдума.)Президента Турции не может не настораживать уверенность, с которой новые лидеры говорят о предстоящей масштабной компании, направленной на пересмотр основополагающих принципов государственной политики. Руководители партии Справедливости и развития еще до выборов заявили о намерении добиваться отмены ограничений, касающихся влияния исламских устоев на государственный аппарат.
Соратники Эрдогана, в частности, не скрывали, что им не нравится запрет на ношение государственными чиновниками и студентами вузов мусульманских головных уборов. Ставится также вопрос о целесообразности отмены запрета на поступление в военные училища лиц, окончивших духовные школы.Так или иначе, очевидно, что Эрдоган обладает значительным кредитом доверия, и президент вынужден с этим считаться. В конце концов, Ахмед Сезер не может быть уверен в том, что народ на референдуме действительно не выскажется за утверждение поправок, предложенных парламентским большинством. Ведь Эрдоган сейчас вправе рассчитывать не только на те 30 процентов избирателей, которые оказали ему абсолютную поддержку на парламентских выборах. Турне по столицам сверхдержав показало, что сильные мира сего весьма неплохо воспринимают Эрдогана. Это обстоятельство успокоило тех, кто голосовал за его соперников, опасаясь перспективы изоляции страны от внешнего мира. Так что сейчас в турецком обществе у лидера, метящего в премьеры, гораздо больше сторонников. Если президент решится во второй раз отклонить поправки, а народ на референдуме одобрит инициативу парламентского большинства, Ахмеду Сезеру не останется ничего, кроме как подать в отставку. Не трудно догадаться, кто может стать его преемником.
В новом году гражданам Турции, скорей всего, вновь придется идти к избирательным урнам. Причем, не исключено, что не один раз. Так, что рассчитывать на политическую стабильность в этой стране не приходится. Сбываются прогнозы политологов, еще пол года назад утверждавших, что внеочередные парламентские выборы не выведут страну из политического кризиса.