Армения должна 32 миллиона долларов российскому концерну «ТВЭЛ», поставляющему на атомную станцию ядерное топливо. Ереван не спешил рассчитываться, да и Москва на этом не настаивала, поскольку уже почти три года, как идет разговор о возможности передачи станции России. В начале речь шла о долгосрочной аренде в счет погашения долгов. Министр энергетики России Игорь Юсуфов еще год назад заявил, что подобная сделка выгодна обеим сторонам не только в политическом, но и в экономическом плане. Министр подтвердил, что российское правительство готово полностью взять на себя все расходы, связанные с долгами. Однако, армянская сторона отвергла вариант аренды. Предметом обсуждения долгое время была схема, предполагающая передачу станции в доверительное управление. Что касается возможности выкупа АЭС Россией, то этот вариант был исключен изначально. Дело в том, что продажа атомной станции могла вызвать лишние разговоры, связанные с различными толкованиями договора о нераспространении ядерных технологий.
Точку в этом деле поставил Роберт Кочарян. «Обсуждая любые возможные формулы взаимодействия следует исходить из того, что АЭС в любом случае останется в собственности Армении»,- заявил глава государства. В последние месяцы в ходе переговоров о статусе Армянской АЭС все чаще речь шла о совместном управлении. Эта модель предполагает обеспечение российской стороной поставки ядерного топлива взамен получения ею дивидендов. Именно этот вариант был предметом обсуждения в ходе состоявшейся недавно в Москве встречи президента Роберта Кочаряна и премьер-министра России Михаила Касьянова. По всей вероятности, принципиальное согласие было достигнуто именно в ходе этой встречи. В Ереване же были рассмотрены уже детали. Во время заседания межправительственной комиссии по сотрудничеству была обсуждена конкретная схема взаимодействия в управлении станцией, механизмы погашения долгов, пропорция, в которой будет распределяться прибыль, а также тарифы на производимую электроэнергию. В течение 15-и дней планируется завершить документальное оформление всех достигнутых договоренностей. Сторонами соглашения, по-видимому, будут министерство атомной энергетики России, РАО ЕЭС, министерство энергетики Армении и дирекция атомной станции. Что касается задолженности АЭС концерну «ТВЭЛ», то их погасит РАО ЕЭС, которое оплатит и приобретение новой партии ядерного топлива.
Сделке не помешало давление, оказываемое с Запада с целью закрытия атомной станции. Известно, что хотя ресурс Армянской АЭС будет исчерпан лишь через 13лет, Евросоюз настаивает на ее досрочном закрытии, так как станция построена по устаревшей технологии, требующей больших затрат на обеспечение безопасности. Армения в свое время взяла на себя обязательство закрыть АЭС до 2004-го года в случае, если к тому времени удастся обеспечить надежную альтернативу атомной энергетике. Европейский союз в свою очередь обязался помочь в привлечении ресурсов для этой цели. (Известно, что строительство новой атомной станции потребует порядка полутора миллиардов долларов и столько же необходимо для проведения всех работ по закрытию действующей станции.)
Год назад Роберт Кочарян заявил, что «несмотря на то, что Армения аккуратно придерживается своих обязательств, вопросы финансирования закрытия АЭС и создания альтернативных источников энергии пока не решены», и посему Ереван вправе отложить закрытие станции на 2008-й год. Однако, судя по всему, и это не крайний срок. Президент дал понять, что атомная станция все-таки отработает весь свой ресурс – то есть до 2016-го года. У специалистов есть все гарантии безопасного функционирования АЭС в течение ближайших 13-и лет. Это подтверждают не только российские, но и европейские и американские эксперты.
Напомним: после проведенной на Армянской АЭС инспекции главный специалист по международным программам Регулирующей ядерной комиссии США Джек Рамзи пришел к заключению, что степень риска станции не превышает принятые в мире нормы. Заметим, что в России и других странах СНГ сейчас действуют десятки станций, построенных по тому же проекту, что и Армянская АЭС, и это не вызывает в европейских столицах серьезных протестов. Очевидно, что стремясь привлечь Россию к совместной эксплуатации атомной станции, Армения рассчитывает на возможности Москвы урегулировать разногласия с Евросоюзом в вопросе сроков закрытия АЭС.