От резни в Сумгаите (1988 г.), Кировабаде (1989 г.) и Баку (1990 г.) события Мараги отличаются одним важным обстоятельством. Массовые убийства мирных жителей здесь были осуществлены не неформальными структурами, а силовыми органами всеми признанного государства. Безоружных мирных жителей здесь убивали в рамках боевой операции, проведенной по приказу высшего командования. И здесь правительство Азербайджана не может умыть руки и объяснить случившееся действиями «хулиганов», или «неконтролируемой толпы, находящейся под влиянием провокаторов». Впрочем, почерк всех перечисленных преступлений один, и это совсем неудивительно. Ведь те самые «провокаторы», которые были инициаторами кровавых событий 1988-90-х годов, в 92-м уже были у власти и имели возможность продолжать осуществление намеченных планов на официальном уровне. Всего за несколько часов в селе Марага азербайджанцы вырезали по разным данным от 53 до 100 мирных жителей. Известно, что больше тридцати из них были женщины, причем 20 – преклонного возраста.
Интервенты действовали с чудовищной жестокостью – тела большинства убитых были обезглавлены, расчленены и сожжены. Вот отрывок из рассказа чудом уцелевшей жительницы Мараги Седы Погосян: «Женщины, старики и дети прятались в подвалах и блиндажах… Как только человек показывался из блиндажа, его тут же убивали, резали. Азербайджанец, занесший нож для удара над моей невесткой Мариной, остановился и начал срывать с нее драгоценности. Затем разорвал платье на молодой женщине. Она бросилась бежать, азербайджанец за ней. Выход из блиндажа был свободен. Люди кинулись наверх. Их заметили азербайджанцы, занятые грабежом, и кинулись убивать – топорами, ножами, косами…»
Примечательно, что азербайджанцы действовали не только хладнокровно, но и прагматично. Они убивали в основном немощных, а здоровых забирали в рабство. 53 жителя села были пленены и содержались в подвалах домов сотрудников министерства обороны и МВД Азербайджана в качестве рабов. Эта судьба постигла и упомянутую выше Седу Погосян, сумевшую спастись после недостаточно меткого удара топором. Среди заложников было 30 женщин и 9 детей. По имеющимся сведениям 29 пленников впоследствии были убиты. Судьба многих заложников неизвестна до сих пор.
После трагедии в Мараге руководство НКР убедилось в том, что единственным способом защитить своих граждан от геноцида является вооруженное сопротивление. Уже через несколько месяцев карабахские силы перешли в контрнаступление. Те, кто сегодня позволяют себе осуждать карабахцев за то, что они создали вокруг республики пояс безопасности, должны знать, что этому предшествовало.