RU
25 May 2003 - 00:00 AMT

ВОПРОС ГЕНОЦИДА АРМЯН ВНОВЬ В ПОВЕСТКЕ КОНГРЕССА США

Под документом, подготовленным конгрессменами из Калифорнии, подписались уже более ста законодателей. 21-го мая комитет Палаты представителей по правовым вопросам рассмотрел законопроект и большинством голосов одобрил его. Это значит, что уже в ближайшее время проект может быть вынесен на обсуждение Палаты представителей. Имея в виду прочные позиции в палате армянских лоббистов можно прогнозировать положительное решение вопроса. Напомним, что три года назад сторонников признания факта геноцида армян в конгрессе тоже было достаточно для принятия резолюции. Однако, мощнейшее давление со стороны администрации привело к тому, что спикер палаты, ранее высказывавшийся за принятие резолюции, волевым решением исключил проект из повестки.

Теперешний вариант документа несколько мягче прежнего. Фомальный повод его принятия – годовщина присоединения Соединенных Штатов к Договору о предотвращении и осуждении геноцида. На первый взгляд новая редакция не содержит обвинений в адрес Турции, осуществившей геноцид. В проекте резолюции вообще не упоминается страна, в которой имели место кровавые события. Однако, сама формулировка «геноцид армян» для Анкары может означать катастрофу. В случае одобрения документа конгрессом законодательный орган США официально признает факт геноцида. А после этого уже не может не встать вопрос о правовых последствиях. Это, вероятно, будет уже тема для отдельного документа, появление которого, думается, не заставит себя долго ждать. Главное заложить основу.

Сегодня турецкому лобби противостоять «армянской группе» конгресса сложнее, чем в 2000-м, так как число проармянски настроенных законодателей достигло уже 123-х. (Напомним, что в ходе состоявшихся летом промежуточных выборов победил 141 из 149 поддержанных армянской общиной кандидатов в члены Палаты представителей и Сената.) В этом году уже 167 из 425 членов Палаты представителей подписали адресованное Бушу письмо, содержащее призыв использовать 24 апреля в своем ежегодном обращении определение «геноцид». Это беспрецедентное чило. Немалых успехов армянские лоббисты добились за последние три года и в провинции. Уже в 31 штате на уровне законодательных органов признан факт геноцида. А в Калифорнии даже принят закон, в соответствии с которым 24-го апреля на всей территории штата отмечается как день памяти жертв геноцида армян. Этот закон, к стати, получил одобрение Сената США. Таким образом, можно считать вполне оправданными опасения турецкой общественности относительно реальности признания конгрессом геноцида.

Издающаяся в Анкаре газета “Радикал” не так давно отмечала, что при нынешней напряженности в турецко-американских отношениях от вашингтонской администрации можно ожидать непредсказуемых шагов. Обозреватель этого издания сомневается в том, что в вопросе внесения “армянской резолюции” в повестку Конгресса администрация США и на этот раз “встанет на сторону Турции”. Из статьи в газете следует, что Анкара обеспокоена переменами в настроениях влиятельного еврейского лобби Америки. По мнению обозревателя, “традиционно солидарное с турецкой группой еврейское лобби” недовольно позицией Турции в вопросе Ирака и уже может не поддержать своих турецких коллег.

Той же проблеммой обеспокоена и газета “Заман”, выражающая позицию умеренных исламистов. По ее сведениям, одна из влиятельных еврейских организаций США – Еврейский институт по вопросам национальной безопасности – выступил с достаточно жесткой критикой в адрес Турции. В заявлении, принятом руководством этой структуры, отмечается, что в до сих пор еврейские организации не раз помогали туркам, в вопросе лоббинга по предотвращению признания Соединенными Штатами геноцида армян. “До сих пор мы не хотели громогласно осуждать Турцию. Мы предполагали, что после войны Анкара урегулирует отношения с США. Однако мы ошиблись в этом вопросе”, – говорится в заявлении.

Позиция американских евреев может сыграть решающую роль в вопросе признания конгрессом факта геноцида армян. Ведь изветно, что в отличие от армян еврейские лоббисты имеют грандиозное влияние не только на конгресс, но и на администрацию. Сейчас уже очевидно, что руководство Белого дома настроено иначе. Президент Буш имеет достаточно оснований считать лидеров Турции в лучшем случае ненадежными парнерами, а в худшем – предателями. Это подтверждает недавнее заявление заместителя министра обороны США Пола Вулфовица, который обвинил правительство Эрдогана в попытках за спиной американцев договориться с Саддамом. Второй человек в Пентагоне дал понять, что туркам следует ожидать самых жестких мер со стороны Америки. Проявлением таких вот жестких мер может как раз стать признание геноцида. Намек на то, что подобная перспектива вполне реальна, американцы сделали Эрдогану еще в начале февраля. В прессу тогда просочилась информация о том, что Белый дом в качестве меры воздействия на Анкару грозился санкционировать принятие конгрессом «армянской резолюции». Пересмотр отношения к армянскому вопросу был одним из трех пунктов, содержавшихся в предъявленном Реджебу Эрдогану списке возможных наказаний за нелояльность в иракском вопросе. Согласно публикации в турецкой газете «Джумхуриетт», руководители Госдепартамента предупредили Анкару о том, что если поддержка военной операции против режима Хусейна не будет полной и безоговорочной, Соединенные Штаты прекратят содействие в кредитовании со стороны МВФ и Всемирного банка, окажут поддержку самоопределению курдов, и откажутся от противодействия признанию конгрессом факта геноцида армян. Угроза поддержать курдов в нынешней ситуации не представляется реальной, поскольку создание независимого Курдистана противоречит интересам Америки. Что касается отказа поддержать турок в переговорах с международными финансовыми институтами, то этого Вашингтону уже кажется недостаточно для давления на Анкару. Остался последний пункт «списка наказаний», о котором самое время вспомнить. Турок опять пугают армянами.

Таким образом, армянский вопрос вновь становится разменной монетой в торговле между великой державой и ее непокорным бедным родственником. Однако, было бы глупым не воспользоваться ситуацией, позволяющей спустя 88 лет после преступления добиться его политической и правовой оценки.