RU
29 May 2003 - 00:00 AMT

ОТКРОЕТСЯ ЛИ АБХАЗСКИЙ ШЛАГБАУМ?

Путин и Шеварднадзе согласились с тем, что возобновление железнодорожного сообщения должно происходить синхронно с возвращением беженцев в Гальский район Абхазии. Москва обязалась содействовать форсированию процесса репатриации грузинских беженцев в Гали, а официальный Тбилиси обещал обеспечить гарантии безопасности поездов на всем протяжении от Абхазии до Армении. Финансирование ремонтных работ возьмет на себя российская сторона. Согласно предварительным расчетам, проведенным абхазскими железнодорожниками, для восстановления магистрали потребуется 1 миллиард 800 миллионов рублей – почти 60 миллионов долларов.

О перспективе задействования абхазской дороги сегодня с достаточной уверенностью говорят и в Ереване, и в Москве. Сопредседатель российско-армянской межправительственной комиссии по сотрудничеству, министр промышленности, науки и технологий России Илья Клебанов на днях заявил, что вопрос восстановления железнодорожного сообщения по территории Абхазии является «стратегической задачей номер один». Его армянский коллега Серж Саркисян со своей стороны заметил, что если два года назад переговоры с грузинской стороной о разблокировании железной дороги ни к чему не приводили, то теперь решение этой проблемы представляется вполне реальным. Возобновление движения по абхазскому участку позволит Армении прорвать блокаду, которая ежегодно наносит ей ущерб на 600 миллионов долларов. Прямое железнодорожное сообщение с Россией станет толчком к развитию экспорта, который в настоящее время неэффективен из-за слишком высокой стоимости транспортировки. Заметно подешевеют импортируемые товары и ввозимое сырье, что положительно скажется на индустрии. Немалую выгоду извлечет и Москва, которая нуждается в укреплении коммуникаций с Арменией, в которой действует целый ряд стратегических предприятий, приобретенных российскими государственными и частными компаниями. По оценке экспертов Европейской комиссии, Грузия также выиграет, так как увеличатся поступления в бюджет от транзита армянских грузов. Кроме того, заметно сократится путь следования грузов из России в Тбилиси, что отразится на себестоимости импортируемых и экспортируемых товаров.

Однако, в Грузии не все еще готовы осознать, что закрытый шлагбаум на грузино-абхазской границе приносит ущерб прежде всего самим грузинам, а не абхазам, которые имеют и сухопутные и морские коммуникации с внешним миром. С наиболее консервативных позиций в этом смысле выступает бывший спикер Верховного совета абхазской автономии последнего созыва Тамаз Надареишвили, который сейчас представляется в качестве «главы парламента Абхазии в изгнании». В интервью азербайджанским журналистам он недавно позволил крайне невзвешенные высказывания, весьма сложно вписывающиеся в политику, декларируемую официальным Тбилиси.

«Сколько бы Клебанов не ездил в Ереван и не вел переговоры с руководством Армении эта железная дорога не откроется. А если даже и откроется, то мы ее остановим. Она не будет действовать до тех пор, пока Сухуми не признает над собой юрисдикцию Грузии»,- заявил Тамаз Надереишвили. «Если будут приняты какие-то решения по вопросу открытия железной дороги, сразу же активизируются партизанские группы. Напряженность возрастет по всей территории Мингрелии. Беженцы перекроют железную дорогу и просто-напросто ее разберут. Так что, даже если руководство Грузии и пойдет на это, беженцы этого просто не допустят»,- утверждает формальный лидер покинувших Абхазию грузин. Безответственные заявления Надереишвили не были бы столь возмутительны, если бы он не являлся членом Совета национальной безопасности и депутатом парламента Грузии. Властям соседней страны стоит дать оценку угрозам, которые озвучил государственный муж, находясь с визитом в Азербайджане. В противном случае может возникнуть впечатление, что член Совета национальной безопасности говорит от имени руководства страны. Официальный Тбилиси, думается, должен быть заинтересован в том, чтоб ни у кого не возникало подозрений относительно того, что Шеварднадзе на переговорах говорит одно, а на самом деле вынашивает совсем другие планы.