(?)Эдуард Васильевич, мир довольно быстро меняется, и, наверное, сегодняшние дети сильно отличаются от детей XX века?
(!)Наверное, но не настолько, насколько взрослые. Думаю, дети умнее взрослых и отличаются все-таки меньше, то есть дети есть дети, они всегда впереди и взрослые во многом должны следовать их примеру.
(?)Означает ли сказанное Вами, что, снимая мультфильмы, у вас не бывает трудностей даже в нашу эпоху изменения ценностей?
(!) Мне кажется, любая работа трудна и сложна, если ее делать с душой, а не просто так. Очень легко судить по поводу того, что ты не умеешь или не знаешь. А между тем все на свете трудно: трудно летчику, трудно моряку, но также трудно мультипликатору и тому, кто снимает фильм. Ведь кинематограф, в том числе и анимационный, имеет большую силу воздействия, что налаживает большую ответственность на тех, кто занимается созданием фильмов и особенно детско-юношеских фильмов.
(?)Книга «Винни-Пух» актуальна, т. е. книгу покупают до сих пор. Как Вы думайте, сыграл ли в этом роль Ваш фильм?
(!) Понимаете, книга Алана Александра Милна “Винни-Пух и Все-Все-Все” уже не выходит с нашими иллюстрациями. Я однажды проиллюстрировал ее. Несколько лет книгу эту продавали, а потом капитализм взял свое: более крупное издательство, поглощая то издательство, где я работал, запретило выпускать книгу, купив все права. А я не посчитал нужным мой переход в новое качество.
Повлияло ли кино? Может быть, потому что все это как-то взаимосвязано. Другое дело, что книга сама по себе замечательная. Жаль, что до наших читателей не доходит первоисточник книги. То, что Борис Владимирович Захадер перевел на русский язык, все-таки не вся книга. Хотя он перевел ее гениально. Но ответа на ваш вопрос у меня нет.
(?) Имеет ли сегодня спрос детско-юношеское кино?
(!)Спрос есть, но оно не пропагандируется и не создается в нужном качестве и количестве. Думаю, фестивали способствуют пропаганде детско-юношеского кино. Я думаю, чем фестиваль меньше, тем больше напоминает семейную встречу-праздник. На масштабном фестивале обычно встречаемся, знакомимся с участниками, потом “привет и до новых встреч” и на этом все заканчивается. Мне ереванский Международный фестиваль детско-юношеских фильмов показался осеняемым тем кораблем, что стоит на Арарате, Ноевым ковчегом, который и собирает лучшие кинематографические силы. Попав в Ереван, я в него влюбился. Мне Ереван очень сильно напоминает Париж. Есть теплые и холодные города. Например: Санкт Петербург холодный город, Москва особенно в последнее время собрание неизвестно чего, наши правители Москву всю разорили, а Ереван, мне кажется, удерживается, может из последних сил, но удерживается. А в Ереване создается ощущение теплоты и родства и, наверное, именно это настроение дает уверенность в том, что ты можешь в этот город возвращаться, как на Родину. Вот это самое главное. И мне кажется, что в принципе любой человек, управляющий городом, должен думать именно об этом, потому что это как и родители, город тоже твой родитель.