Быть ли Нагорному Карабаху в Азербайджане, в Армении или самостоятельным, – это должны решить стороны за столом переговоров, а если не сумеют, то само население наиболее демократичным путем. Об этом в интервью, опубликованном на сайте еженедельника “Еркир”, заявил сопредседатель в 1992-1996 годах Минской группы ОБСЕ от России Владимир Казимиров. По его словам, непризнание итогов референдума 1991 г. в Нагорном Карабахе, проходившего в соответствии с советским законом, из-за неучастия в нем азербайджанской общины, подрывается тем, что Баку сам не велел ей участвовать. “Есть серьезный, но очень сложный вопрос. Если потребуется новый референдум в НК, может ли он проводиться без участия нескольких десятков тысяч избирателей-азербайджанцев? Это требует всестороннего обдумывания. Впрочем, в Нахичевани и других регионах Азербайджана выборы проводят регулярно, несмотря на отсутствие большого процента бывших избирателей-армян”, – отметил он. Отвечая на вопрос о соотношении сил Армении и Азербайджана, Владимир Казимиров отметил, что
не может квалифицированно судить о нынешнем соотношении сил, но полагает, что ни одна из сторон не имеет и вряд ли скоро будет иметь такое превосходство, которое позволило бы ей рассчитывать на быстрый и существенный успех силовой операции.
Перемирие держится уже почти 11 лет, а перспектив прочного мира так и не видно. “Участие «больших держав» в карабахском конфликте – любимое детище многих политологов и мальчишеский «аргумент» для списания как военных неудач, так и негибкости сторон в переговорном процессе. Мол, мы бы все уладили, но нам мешают большие дяди” , – подчеркнул Владимир Казимиров. Вместе с тем он отметил, что 11 лет перемирия вряд ли можно считать периодом мирного сосуществования. По его словам, не решена главная проблема – судьба Нагорного Карабаха; не устранена злокачественная опухоль оккупации ряда районов Азербайджана; стороны накачивают мускулы, а кое-кто постоянно грозит пренебречь «любой ценой». Нет никакого сотрудничества и даже внятных переговоров. Отсутствие боевых действий – не «мирное сосуществование». Этот статус-кво ущербен для всех сторон, требует перемен, но умом, а не силовыми атавизмами – этого нельзя допустить, добавил он.