Премьер-министр сказал, что процесс падения Шуши стал поворотным моментом в подписании им Заявления о прекращении военных действий 9 ноября 2020 года.
Пашинян заявил, что перед подписанием заявления говорил с президентом России Владимиром Путиным, который в свою очередь обсудил условия с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. На следующий день президент России сообщил Пашиняну, что у азербайджанской стороны есть предварительное условие для прекращения огня, что они ожидают, что Физули будет сдан им без боя, и что, армянские силы отступят вдоль реки Аракс к водохранилищу Хода Аферин, чтобы водохранилище оказалось под контролем Азербайджана, и они могли бы пользоваться водой для ирригации. Кроме того, рассматривая возможность возвращения пленных, руководство Азербайджана рассчитывало вернуть Гулиева и Аскярова, отбывающих наказание за убийства и похищения людей в Арцахе.
«При этом, в ответ на все это объявлялось бы не прекращение огня, а только гуманитарное прекращение огня для организации похорон погибших. После этого не должно было быть условий или обязательств не продолжать боевые действия. Я сказал, что предварительные условия неприемлемы, потому что мы договорились с президентом России, что прекращение огня должно быть утверждено без предварительных условий. И потом, даже если я соглашусь на вывод войск, нет никакой гарантии, что Азербайджан не продолжит наступление. Однако я проявил некоторую гибкость, заявив, что возможно совместное использование воды из Хода Аферинского водохранилища, то есть я думаю, что НК не будет мешать Азербайджану забирать воду из водохранилища. Условие возвращения Аскерова и Гулиева обсуждаемо, если Азербайджан скажет, сколько армянских пленных в свою очередь при посредничестве РФ собирается вернуть армянской стороне, условие передачи Физули без боя и отступление по берегу Аракса неприемлемо, предложение о гуманитарном прекращении огня с целью захоронения тел погибших вполне приемлемо», – рассказал Пашинян.
В ходе очередного телефонного разговора президента России с премьер-министром Армении, который состоялся 8 октября, президент России сообщил, что Азербайджан согласен установить режим прекращения огня с 9 до 10 часов ночи. Для обсуждения этого 9 октября в Москву были приглашены министры иностранных дел Армении и Азербайджана для начала консультаций при посредничестве президента России, а также обмена пленными и останками погибших. Премьер-министр Армении согласился с этим предложением.
После этого разговора соответствующее заявление было опубликовано на сайте президента России. 9 октября в Москве началась трехсторонняя встреча министров иностранных дел, которая вновь завершилась соответствующим заявлением о прекращении огня в гуманитарных целях.
Это заявление было приемлемо для армянской стороны. И, по словам премьер-министра, после его принятия его поручение Министерству обороны и Генштабу заключалось в соблюдении режима прекращения огня. Но после небольших пауз Азербайджан не только не соблюдал режим прекращения огня, но и активизировал свои наступательные действия, начав наступление на территорию бывшей автономной области Нагорного Карабаха, нанеся ракетные удары по Степанакерту, Мартакерту и в направлении Гадрута.
«Конечно, войскам было поручено сделать все возможное, чтобы остановить продвижение Азербайджана, но в то же время были предприняты дипломатические усилия для установления прекращения огня и сохранения режима прекращения огня согласно московскому документу. В связи с этим рассматривалось размещение российских военных наблюдателей с обеих сторон линии соприкосновения, которые будут следить за обстановкой и фиксировать нарушения режима прекращения огня. Однако Азербайджан постоянно уклонялся от такого решения и усиливал боевые действия», – сказал Пашинян.