Пресс-секретарь премьер-министра Армении Назели Багдасарян заявила, что страна «никогда не обсуждала, не обсуждает и не будет обсуждать терминологию и логику», продвигаемую президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
Алиев ранее заявил на международном форуме, что «грузы и граждане Азербайджана не должны встречать армянскую пограничную службу» при прохождении так называемого «Зангезурского коридора». Он добавил, что эта тема обсуждалась в Абу-Даби с премьером Армении.
Багдасарян категорически опровергла, что подобные идеи поднимались на встрече 10 июля или когда-либо ещё. Она отметила: «Заявление Алиева выходит за рамки логики состоявшихся обсуждений и, по сути, представляет собой завуалированную территориальную претензию».
Армения реализует проект «Перекрёсток мира», направленный на разблокировку транспортных маршрутов с соблюдением принципов территориальной целостности, суверенитета и взаимности. Страна ожидает свободного транзита через территорию Азербайджана в Сюник и наоборот.
Премьер Никол Пашинян подтвердил, что все въезды — включая транзит — должны проходить обязательный таможенный и пограничный контроль по международным стандартам. Армения обязана знать, кто пересёк границу, и какие грузы проходят по её территории, чтобы предотвратить контрабанду и минимизировать риски.
По словам Багдасарян, пересечение армянской границы без взаимодействия с соответствующими службами невозможно. Армения и Азербайджан имеют международные обязательства по борьбе с трансграничной преступностью, которые реализуются через таможню и пограничников.
Тем не менее, такие проверки могут быть бесконтактными — с биометрическими паспортами и онлайн-декларированием, как это делается в ряде стран.
Все грузы должны пломбироваться, а транзит — оплачиваться. Тарифы различаются в зависимости от вида транспорта. Государственный бюджет Армении должен получать доход от транзита.
Что касается обеспечения безопасности, Армения гарантирует охрану маршрутов через свою территорию. Проект предусматривает создание специального подразделения в составе СНБ.
Что касается инвестиций, каждая страна определяет свою схему. Пашинян подчёркивал: на территории Армении невозможно инвестировать вне рамок её юрисдикции и целостности.
Отвечая на заявления Алиева о почти завершённой азербайджанской железной дороге до армяно-иранской границы и обвинения, что Армения ничего не строит, Багдасарян напомнила: Ереван многократно предлагал использовать свои локомотивы и машинистов для маршрута Сюник–Нахичевань–Западный Азербайджан. Эти предложения были проигнорированы или отклонены.
Без согласия Баку 42-километровый отрезок в Сюнике даже для внутренних перевозок использовать невозможно. В то же время Армения уже начала подготовительные работы, например, строительство новой дороги к селу Нрнандзор.
Армения заинтересована в разблокировке всех транспортных маршрутов, и тому подтверждение — проект «Перекрёсток мира», который представляется на всех уровнях.
Комментируя мирное соглашение, Алиев отметил, что стороны близки к его подписанию, но в качестве условия назвал изменение Конституции Армении и роспуск Минской группы ОБСЕ.
Багдасарян ответила, что обсуждение предварительного подписания возможно. Пашинян неоднократно заявлял: если после подписания Конституционный суд признает документ противоречащим основному закону, он инициирует конституционные изменения. Пока оснований для этого нет — в сентябре 2024 года суд постановил, что Конституция не содержит территориальных претензий к другим странам.
По ее словам, обсуждение новой Конституции началось ещё в 2018–2020 годах и продолжается на внутреннем уровне, не имея отношения к переговорам с Азербайджаном.
По вопросу пленных и пропавших, Багдасарян подтвердила, что эти темы поднимаются во всех форматах переговоров, включая текущие.






