RU
8 Август 2025 - 13:47 AMT

BBC: Москва утратила позиции в урегулировании карабахского конфликта после вторжения в Украину

Издание BBC oпубликовало материал о том, как вмешательство США меняет расстановку сил в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта после ослабления влияния Москвы.

В статье говорится:

“Встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна 8 августа в Вашингтоне показала важный поворот: Москва, стремившаяся быть единственным посредником в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, утратила позиции после вторжения в Украину, и теперь лидеры предпочитают видеть в этой роли США.

Ни Алиев, ни Пашинян не встречались с Дональдом Трампом в его первый срок, а Южный Кавказ не стал приоритетом и во второй — администрация сосредоточилась на примирении России и Украины и прекращении войны в Газе. Лишь когда эти инициативы провалились, внимание Трампа обратилось к армяно-азербайджанскому процессу, где боевые действия давно завершены, а текст мирного договора уже согласован.

Однако, кроме символического вытеснения России, практических результатов от переговоров в Вашингтоне пока нет. Алиев продолжает требовать изменения армянской конституции до подписания договора. По данным СМИ, найден компромисс по дороге в Нахичеван: вместо «Зангезурского коридора» она останется под контролем Армении, но будет управляться американской компанией.

В пятницу ожидается лишь совместное заявление о стремлении к миру. Эксперты опасаются, что чрезмерная активность США может повредить процессу, недавно освобожденному от прежних посредников. Республиканцы назвали переговоры «гением миротворца» Трампа, хотя их основой стало резкое ухудшение отношений Баку и Москвы. В июле гибель двух азербайджанцев от рук российской полиции вызвала крупнейший за годы дипломатический кризис между союзниками, став неожиданностью для Кремля.

Для Армении это стало положительным сигналом — посредничество Москвы давно воспринималось в Ереване как игра в пользу Баку. В тот же период власти Армении арестовали двух епископов Армянской апостольской церкви и нескольких оппозиционных лидеров, обвинив их в попытке переворота и намекнув на роль Москвы. Эти события лишь выявили многолетнее недоверие и раздражение.

Вторжение России в Украину в 2022 году усилило эти настроения, напомнив о русификации, подавлении национальных движений и деструктивной роли СССР и РФ в карабахском конфликте. Армения считает зависимость от Москвы причиной кризиса и стремится восстановить суверенитет, Азербайджан же хочет утвердить статус региональной державы с сильнейшей армией Южного Кавказа.

Переломным моментом стал саммит Алиев — Пашинян в Абу-Даби, их первая встреча без посредников и сторонних мероприятий. Она стала итогом месяцев прямых переговоров, позволивших обсуждать спорные вопросы. Перед саммитом риторика азербайджанских провластных СМИ смягчилась, а после встречи в Армении перестали предупреждать о риске новой эскалации.

Тем не менее, общего недовольства Россией недостаточно для преодоления десятилетий вражды. Азербайджан настаивает на изменении конституции Армении, что предполагает референдум с неопределенным исходом и откладывает подписание договора до лета 2026 года. Не решен и вопрос контроля над железной дорогой в Нахичевань: Алиев требует коридор без таможенных проверок, Пашинян считает это нарушением суверенитета. Обсуждается вариант с передачей таможенных процедур западной компании, но он пока не принят.

На эту роль претендовала швейцарская фирма, однако ее предложения не устроили ни одну из сторон. В июле США могли взять этот функционал, но утечка информации и резкие комментарии представителей Трампа заставили Ереван отказаться от американского предложения.

Анонимные публикации перед переговорами в Вашингтоне утверждали, что США нашли приемлемое для сторон решение, но пока оно не одобрено в Баку и Ереване, риск срыва велик. Аналитики Филип Гамагелян и Заур Шириев считают, что два года прямого диалога сблизили позиции сторон сильнее, чем 30 лет посредничества великих держав, и предупреждают: вмешательство сверхдержавы может нарушить динамику.

Конгрессмен Джо Уилсон назвал Трампа величайшим миротворцем в истории США, напомнив о его успехах в других регионах. Высокопоставленный армянский дипломат признал, что расчет Еревана во второй срок Трампа был на его стремление к Нобелевской премии.

Для Баку вовлечение США противоречило принципу двусторонних переговоров, но было шансом укрепить связи с Вашингтоном и встретиться с Трампом через его нобелевские амбиции. Обсуждался вариант с американской компанией, проверяющей грузы через Армению, но информация просочилась на ранней стадии.

Напряженность усилила реплика посла США в Турции и спецпредставителя по Сирии Томаса Барака, предложившего отдать США контроль над дорогой в Нахичевань на 100 лет. Он назвал армяно-азербайджанские разногласия «племенными» и намекнул на их отсталость. Это вызвало протест Еревана, где заявили, что вопрос аренды земли не рассматривается, а подобные проекты, нарушающие суверенитет, неприемлемы.

Источник, знакомый с логикой Баку, считает, что недостаток внимания к деталям, отсутствие дипломатического опыта и спешка Вашингтона могут навредить переговорам о коридоре. Даже идея с частной компанией, приемлемая для обеих сторон, может быть отвергнута из-за неудачного американского вмешательства.

Шириев и Гамагелян подытоживают: любое возобновление западного участия, скорее всего, станет попыткой заменить влияние Москвы влиянием Вашингтона, что может привести к ответной реакции, нестабильности и откату назад.”