Адвокатская группа Самвела Карапетяна опубликовала заявление международно признанного правозащитника Джефри Робертсона. В нём подчёркивается:, что «для любого разумного судьи очевидно, что Самвел Карапетян не совершал никаких незаконных действий».
По словам Робертсона, действия против Карапетяна «прямо противоречат основным правам и свободам человека, а его дальнейшее содержание под стражей очевидно незаконно».
Он пояснил, что Карапетян всего лишь ответил на чрезмерно агрессивные и провокационные нападки премьер-министра в адрес себя и своей церкви. В первом заявлении, сделанном по вопросу общественного значения, Карапетян отметил, что нападение на церковь — это нападение на народ. Он добавил, что как сторонник церкви намерен действовать вместе с другими «по-своему». Робертсон настаивает: в этих словах нет призывов к насилию или иным незаконным действиям. Максимум, это выражение поддержки или публичной позиции.
«Ни в одной демократической стране, где свобода слова гарантирована Конституцией (включая Армению и её международные обязательства), такие высказывания не могут быть интерпретированы как преступные», — отметил он.
Робертсон подчёркивает: Карапетян не призывал к свержению власти. Это основное обвинение, предъявленное ему. Следовательно, «у государства нет юридических оснований держать его под арестом».
Даже если премьер-министр имел причины критиковать церковь или Карапетяна, это не отменяет его права на ответ при условии, что он не призывал к насилию. По словам юриста, «имеющиеся доказательства — публичные заявления — ясно указывают, что он этого не делал». Робертсон ссылается на практику Европейского суда по правам человека, согласно которой допустимая критика в адрес правительства шире, чем в адрес частных лиц.
Статья 422 Уголовного кодекса Армении требует доказательств, что публичное заявление содержало призыв «завладеть властью» или «силой свергнуть конституционный строй». «Применение этой статьи к верующему, дважды публично выступившему с несогласием — без пропаганды насилия, — является прямым нарушением статьи 10 Европейской конвенции по правам человека», — подчеркнул Робертсон.
Он отметил, что когда происходит злоупотребление властью, а парламент не может или не хочет вмешаться, ответственность за исправление ситуации ложится на независимую судебную систему. «Есть ли такая в Армении?» — задался он вопросом. По его словам, дело Карапетяна вызывает серьёзные сомнения.
Более 100 дней Карапетян находится под стражей. Ходатайства об освобождении под залог были отклонены как судами первой инстанции, так и апелляционной инстанцией без рассмотрения обоснованности обвинений.
Следствие заявляет о продолжающихся действиях, хотя обвинение полностью основано на двух публичных заявлениях Карапетяна, которые он не отрицает. Робертсон назвал это «абсурдом» и отметил, что в деле не требуется никаких свидетелей, так как речь идёт лишь об оценке смысла этих заявлений.
«Такое поведение судей не соответствует их обязанности защищать свободу слова, гарантированную Конституцией», — заявил он. Карапетян месяцами лишён возможности свободно высказываться и критиковать власть без призывов к насилию.
По его словам, против Карапетяна применяются механизмы политического преследования, очевидно используемые злоупотреблением, исключительно из-за его поддержки церкви и критики властей. Эти заявления, даже если они были вызваны действиями премьер-министра, не могут разумно расцениваться как подстрекательство к насилию.
«Следовательно, действия против Карапетяна явно противоречат основным правам и свободам, а его задержание — незаконно», — резюмировал Робертсон. Он добавил: при отсутствии парламентского контроля, особенно в условиях политических союзов, исправление таких нарушений полностью возлагается на судебную систему. В деле Карапетяна ни один суд не рассмотрел необоснованность обвинений, что ставит под сомнение способность Армении обеспечить эффективную судебную защиту.
17 июня в доме Самвела Карапетяна был проведён обыск после его публичной поддержки Армянской апостольской церкви. 18 июня он был арестован на два месяца. 15 августа судья Антикоррупционного суда Тигран Давтян продлил срок ареста ещё на два месяца. Карапетяну предъявлены обвинения по статьям 290 (уклонение от уплаты налогов), 296 (отмывание денег) и 422 (публичные призывы к захвату власти). 13 октября обвинение было расширено: добавлен эпизод по статье 296, часть 3, пункты 2 и 3 — отмывание особо крупных сумм с использованием должностного положения или влияния.






