Даже у азербайджанских политологов и обозревателей нет сомнений в том, что последнее сенсационное заявление Алиева о содержании “парижских принципов” направлено именно на подрыв доверия к президенту Армении. Азербайджанский корреспондент российской “Независимой газеты”, к примеру, пишет, что «зная о накале предвыборных страстей в Армении и о ситуации с возможным импичментом президента Кочаряна, Гейдар Алиев просто решил подлить масла в огонь». По убеждению азербайджанского комментатора, на этот шаг официальный Баку пошел надеясь на то, что обнародование «компромата» «негативно отразится на предвыборных рейтингах Роберта Кочаряна». Вот ведь как все элементарно. Алиеву просто надоело то, что посредники постоянно называют его «неудобным партнером», неспособным претворять в жизнь взятые обязательства. Заявив о якобы имевшей место договоренности относительно обмена лачинского коридора на мегринский, азербайджанский предводитель подставил Роберту Кочаряну свинью. Рассчитывая дать армянской оппозиции козырь в борьбе с президентом, Алиев полагал, что его уловка приведет к дестабилизации ситуации в Ереване. В условиях внутриполитической нестабильности Кочаряну труднее будет отвечать за реализацию решений, согласованных с сопредседателями Минской группы, что вызовет у посредников недоверие к нему.
Заметим, что это не первый случай, когда из Баку «сливается» пропагандистская информация, рассчитанная на дискредитацию Роберта Кочаряна в глазах соотечественников. Шестого июня азербайджанские средства массовой информации со ссылкой на дипломатические источники в Совете Европы распространили сообщение о том, что, якобы в ходе недавнего визита в Страсбург министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна достигнута договоренность о сдаче армянскими силами Азербайджану четырех районов южной части низменного Карабаха. Совершенно очевидно, что это ария из той же оперы…
К чести армянской оппозиции следует заметить, что пущенная Алиевым «утка» не стала предметом столь уж активных спекуляций. Слишком уж очевидно то, что прежде чем раскрыть карты Алиев подтасовал колоду. Разложенный азербайджанским лидером пасьянс выгоден ему. Но Алиев все же оставляет сопернику один козырь. Он отмечает, что «требуя согласия на коридор в Лачине армянская сторона отказывается предоставлять Азербайджану суверенитет над коридором в Мегри». Заметьте, эта версия не противоречит ранее высказанным армянской стороной принципам урегулирования. Официальный Ереван и официальный Степанакерт осознают важность наличия коммуникаций между Азербайджаном и Нахичеваном и вполне допускают возможность возобновления железнодорожного сообщения через территорию Мегри. Причем, решение этого вопроса не увязывается с процессом урегулирования карабахского конфликта – армянская сторона готова открыть шлагбаум как только Азербайджан обеспечит гарантии беспрепятственного поступления через свою территорию армянских грузов.
До оглашения Алиевым своей версии «парижских принципов» ни разу не было повода считать, что в Баку, а тем более в Москве, Вашингтоне и Париже могут всерьез рассчитывать на возможность передачи Арменией «мегринского коридора» под контроль Азербайджана. И тем не менее Алиев утверждает, что армянская сторона взялась претворить в жизнь описанный сценарий, однако не выполнила свое обещание. Если мы решим поверить в искренность озвученной Алиевым оценки причин провала договоренностей, достигнутых в Париже и Ки-Весте, то обязательно возникнет следующий вопрос – почему же тогда официальный Баку все это время опровергал сам факт существования «парижских принципов», в то время как официальный Ереван постоянно подтверждал свою готовность руководствоваться ими? Почему трое посредников и другие дипломаты стран сопредседетелей Минской группы не скрывали того, что в Ереване их подходы находят понимание? При этом каждый раз пребывая в Баку они выражали сожаление по поводу отхода от достигнутых в Париже договоренностей. Разве все это не означает, что «откровение» Алиева о содержании «парижских принципов» – это фарс, преследующий цель ввести в заблуждение общественность как Армении, так и Азербайджана?
К этому следует добавить одну деталь, которая, кажется, осталась незамеченной. Алиев еще весной начал готовиться к оглашению своей версии «парижских принципов». 21-го мая бакинские СМИ распространили сообщение о нарушении главой Армении договоренности о конфиденциальности переговоров. Якобы Роберт Кочарян осознанно обеспечил утечку информации о предстоящей встрече президентов двух стран, сведения о которой будто бы было решено не предавать огласке. После такого обвинения Алиев обеспечил себе моральное право нарушить договоренность о неразглашении содержания «парижских принципов». По крайней мере он так думает. А как думают посредники? Возможность отреагировать на откровения Алиева они получат уже на днях. Как известно, на этой неделе в Стамбуле и Таллинне состоятся отдельные встречи сопредседателей Минской группы с президентами Армении и Азербайджана. Франция свое отношение к действиям Алиева уже высказала – устами своего пресс-секретаря министр иностранных дел этой страны заявил, что “удивлен фактом оглашения Алиевым некоторых подробностей парижских переговоров”. Официальный Париж считает, что “подробности переговоров должны оставаться конфиденциальными, пока стороны не придут к согласию”. Таким образом, не вполне продуманный шаг Алиева, по видимому, привел к обратному эффекту – азербайджанский президент вновь предстал в глазах посредников ненадежным партнером. О чем с таким говорить?