Тер-Петросян стал третьим по счету политиком (после Роберта Кочаряна и Паруйра Айрикяна), отчетливо заявившим о готовности бороться за президентское кресло. Нельзя сказать, что оглашенные вчера планы бывшего главы Армении стали таким уж большим сюрпризом. Подобное развитие событий предсказывали многие. Однако, известно, что идеологами некогда правящей партии «Армянское общенациональное движение» были разработанны и другие сценарии вхождения «бывших» во власть. Более правдоподобным представлялся, в частности, сценарий прихода к штурвалу в тени лидера, не связанного в грехами прежнего режима. Объединение «бывших» с наиболее влиятельными силами оппозиции и согласие на выдвижение единого кандидата могло бы обеспечить больше шансов на успех. Однако, в стане оппозиции далеко не все высказали свой восторг по поводу соседства с дискредитировавшей себя политической силой. Обладающий яркой харизмой Арташес Гегамян не против быть кандидатом от блока, в который будет входить и АОД. Однако, он не давал повода считать, что готов привести за своей спиной к власти всех, кто согласится поддержать его кандидатуру.
Продолжавшимся несколько месяцев тайным межпартийным консультациям положило конец заявление бывшего спикера парламента Бабкена Араркцяна о том, что «Гегамян – это мина заложенная властями в стан оппозиции». На прошлой неделе Гегамян предпринял последнюю попытку вернуть ситуацию под контроль. Реверанс, сделанный им в адрес Тер-Петросяна позволил обозревателям предположить, что сожженные мосты еще удастся восстановить. Неформальный лидер оппозиционного альянса заявил, что «Левон Акопович – опытный и серьезный политик», которому незачем самоутверждаться посредством участия в предвыборной гонке. Быть может именно это заявление Гегамяна и заставило Тер-Петросяна поспешить с заявкой на самостоятельное участие в выборах.
Вчерашняя заявка Тер-Петросяна означает, что потенциал протестного электората будет раздроблен, что вполне утраивает власти. Так что именно «бывшие», решив идти на выборы самостоятельно, подставили мину в стан оппозиции. Выбирать между двумя лагерями придется не только избирателю, но и политическим силам. Сложно придется, в частности, тем, кто гордился своим умением находить общий язык как с «бывшими», так и с радикалами, не связанными с прежним режимом. Речь прежде всего о партии «Республика», возглавляемой братом убитого террористами премьер-министра Вазгена Саркисяна. Покойный премьер был главным инициатором отстранения от власти Левона Тер-Петросяна. А его брат сегодня не скрывает своих контактов с командой экс-президента. (Арам Саркисян счел для себя честью быть гостем Тер-Петросяна, когда его пригласили в штаб-квартиру АОД отметить в узком кругу единомышленников день независимости.) Лидерам «Республики» предстоит окончательно определиться в своих партнерах. Нынешним их союзники по блоку незачем более терпеть стремление партнеров усидеть на двух стульях.
В команде «бывших» активно продолжается процесс интеграции. О своем объединении с «Армянским общенациональным движением» уже заявили лидеры партии «ХХ1 век», возглавляемой родственником Тер-Петросяна, бывшим министром национальной безопасности Давидом Шахназаряном. Верность лидеру хранят и другие политические силы, создавшие декларированный в позапрошлом году, но так и не состоявшийся «альянс правых сил». Это прежде всего организация «Армат», основанная бывшим спикером парламента Бабкеном Араркцяном, либерал-демократы, которых возглавляет сменивший три партии Виген Хачатрян, и партия «Свобода», руководимая бывшим премьером Грантом Багратяном, занимающим ныне пост заместителя директора ереванского коньячного завода.
О шансах Тер-Петросяна войти в первую пятерку лидеров избирательной гонки говорить пока еще рано. Экс-президент еще только вступает в роль претендента на высший государственный пост и избирателю еще нужно в это поверить. Не исключено, что его рейтинг еще повысится. Но пока по данным различных исследований Тер-Петросян с трудом вошел в первую четверть рейтинга ста влиятельных политиков.