Специалист по международному праву Ара Газарян, комментируя предварительное соглашение между Арменией и Азербайджаном, отметил, что отзыв сторонами взаимных исков в международных инстанциях, помимо воздействия на 23 армянских пленных, удерживаемых в азербайджанских тюрьмах, может иметь негативные последствия для более чем 100 000 лиц, насильно вывезенных из Арцаха, потерявших имущество и социальные связи и не имеющих реальной перспективы их восстановить, сообщает «Sputnik Армения».
В настоящее время Армения подала четыре межгосударственных жалобы против Азербайджана в Европейский суд по правам человека и одну — в Международный суд ООН.
«Те, кто уже подал или подаст в течение ближайших года‑двух, могут рассчитывать на защиту международного трибунала. Но процесс может длиться долго, и неясно, как эта защита будет устроена. Азербайджан и Армения должны были четко обязаться, как решать этот вопрос. А в договоре всего две слова — «иначе решат». Очень неопределенно. Можно ли допускать такую неопределённость в международном соглашении? Очевидно, что это позиция Азербайджана — максимально сузить любые правовые гарантии. В лучшем случае из этих двух слов следует, что государства согласны создать какие‑то системы, но без указания принципов», — сказал Газарян.
Он добавил, что в других международных мирных соглашениях обычно прилагаются приложения, где подробно описаны механизмы возвращения, репараций и компенсаций, тогда как в документе между Арменией и Азербайджаном таких механизмов нет.
«Остаётся лишь надеяться на механизмы защиты в Армении, которых у нас нет. В соглашении эти механизмы отсутствуют, и это создаёт неопределённую и неконституционную ситуацию. Многочисленные граждане вскоре не смогут обращаться в международные органы. В армянские суды они тоже не могут, поскольку договор не предусматривает никаких правовых механизмов защиты — и эти люди остаются без реальной защиты. Это нормально? Конечно, нет. Это неконституционно. Посмотрим, появится ли какой‑то механизм, если соглашение будет ратифицировано», — продолжил он.
Эксперт напомнил, что международные суды следуют своим правилам и допустил, что, например, в связи с наличием мирного документа трибунал может рекомендовать не подавать жалобы по военным или послевоенным вопросам.
«Единственное противовес — индивидуальные жалобы, поданные с 2021 года, но их немного, потому что на это требуются значительные ресурсы. Это соглашение может внести изменения в сроки, что повлияет на количество заявлений. В конце концов, трибуналы могут сказать: больше не присылайте жалобы — вы уже подписали договор. Но учитывая, что в соглашении нет механизмов защиты, я сомневаюсь, что международные инстанции откажутся принимать жалобы, поскольку понимают, что эти люди лишены правовой защиты», — пояснил он.
А касательно пленных в Баку, он отметил, что остаётся надеяться, чтобы соглашение не ухудшило их положение. Они отрезаны от внешнего мира — высокий риск — и защищаются без адвокатов.
В ответ на замечание, что президент США Дональд Трамп заявил, что обратится за освобождением 23 армян‑христиан, удерживаемых в Баку, Газарян ответил, что это чисто политическое заявление.
«То, что лидер какой‑либо страны пообещал поговорить, не создаёт юридического процесса — это зависит от политической воли. Полагаться на политиков слишком наивно. Конечно, в отдельных случаях были результаты — как несколько раз возвращали пленных при вмешательстве России. Это может случиться и здесь. Но я уверен, что Азербайджан оставит некоторых из них и получит окончательное судебное решение. Азербайджану нужен результат, чтобы показать миру, что Армения планировала подорвать суверенную независимость Азербайджана на «некоторой территории Азербайджана», что Армения оккупировала Азербайджан. Но у Азербайджана нет доказательств. Его единственное допустимое доказательство — судебное решение, а не поле боя, где армяне защищались», — продолжил он.
Адвокат добавил, что на суде часто слышатся формулировки «Армения решила», «Армения приказала», и в этом контексте он не исключил, что следствие против бывшего руководства Арцаха, независимо от соглашений, может продолжаться в бакинских тюрьмах как доказательство, что «Армения оккупировала Азербайджан 30 лет и война не была за независимость».
Эксперт пояснил, что целью Азербайджана в этих делах является снижение легитимности независимости Арцаха, поскольку война за самоопределение не считается агрессией. А положения договора о территориальной целостности, по его мнению, не дают существенного преимущества Баку, поскольку вступив в ООН государство автоматически признаёт территориальную целостность других членов.
«Положения о территориальной целостности не приносят Азербайджану выгоды — напротив, он оказывается в положении ответчика по вопросу вывода войск из армянских оккупированных территорий. Иначе у Азербайджана остаётся лишь вариант создать спорный статус, чтобы эти территории могли признать частью его суверенной территории через делимитацию», — отметил юрист.
С 17 января в Азербайджане проходят судебные процессы по делу бывших политико‑военных руководителей Арцаха: экс‑президенты Аркадий Гукасян, Бако Саакян, Араик Арутюнян, бывший командующий армией обороны Левон Мнацаканян, экс‑министр иностранных дел Давид Бабаян и другие. Дело бывшего министра госбезопасности и благодетеля Рубена Варданяна рассматривается отдельно.






