Армянская община Турции хочет нормализации армяно-турецких отношений. Об этом заявил Патриарх Армян Апостольской церкви в Константинополе Сахак Машалян в беседе с армянскими журналистами в Стамбуле, передаёт Armenpress.
«Наша община поддерживает процесс нормализации. Мы хотим сближения, чтобы облегчить бремя, которое несём. За последние 100 лет отношения между Арменией и Турцией были настолько напряжёнными, что в Турции слово "армянин" стало почти ругательством. А в Армении — слово "турок". Если наладим отношения, самая большая тяжесть спадёт с наших плеч. Мы сможем дышать в более дружественной атмосфере», — отметил Патриарх.
Он сообщил, что община внимательно следит за переговорами между Ереваном и Анкарой, в частности, за совместными проектами, восстановлением моста в Ани, выходом турецких авиакомпаний на армянский рынок.
«Всё это в процессе. Но мы, люди с короткой жизнью, хотим быстрых результатов. А у государств жизнь долгая, всё идёт медленно. Но в отношении Армении и Турции есть много оснований для оптимизма», — подчеркнул Машалян.
Говоря о турецких властях, Патриарх отметил, что нынешнее правительство демонстрирует более позитивный подход.
«Мы вернули собственность, получили больше свобод, можем реставрировать здания и церкви. Раньше даже гвоздь вбить без разрешения было нельзя. Сейчас всё проще. Нас посещают президент, министры, приглашают на государственные мероприятия», — сообщил он.
Однако Патриарх предупредил, что главная угроза — демографический спад. По его оценке, нынешнее население армянской общины в Турции — 35–40 тысяч, а через 25 лет может остаться лишь 10–15 тысяч. «Наши структуры рассчитаны на 125 тысяч. У нас 50 церквей, но мы не можем их заполнить. Было 50 школ, осталось только 17».
Машалян отметил, что языковая ассимиляция тоже угрожает общине: «Потеря языка ведёт к культурному растворению, потому что язык — хранитель культуры. Не владеешь языком — не проникаешь в суть культуры. Мы боремся за выживание. В наших школах учатся 3000 учеников. Мы передаём им литературное, языковое и культурное наследие. Мы — одно из сильнейших звеньев диаспоры. И наша молитва — сохранить то, что 600 лет держало нас вокруг церкви», — заключил Патриарх Сахак Машалян.






