RU
13 Ноябрь 2025 - 07:34 AMT

Юрист: изменением закона комиссии разрешено приостановить лицензию ЭСА

Согласно июльским поправкам в закон «Об энергетике», Комиссия по регулированию общественных услуг (КРОУ) получила полномочия приостанавливать лицензию ЗАО «Электрические сети Армении» (ЭСА). Об этом заявил кандидат юридических наук Арсен Тавадян, комментируя включенный в повестку заседания КРОУ на 13 ноября проект решения о приостановлении лицензии ЭСА, передаёт Sputnik Армения.

По словам Тавадяна, при приостановке лицензии правительство может предложить акционеру продать акции, имущество или другие активы, обеспечивающие работу компании. На всём протяжении этого процесса государственный управляющий продолжит исполнять свои полномочия. В случае отказа собственника, государство может применить статью 67 Конституции, предусматривающую принудительное изъятие собственности для обеспечения общественного интереса.

Однако Тавадян подчеркнул, что ни национализация, ни иные формы изъятия не могут быть ни быстрыми, ни простыми. Решение комиссии является административным актом, и акционер вправе оспорить его в суде, ходатайствуя о приостановлении исполнения до вынесения окончательного решения.

«Если исполнение административного акта будет приостановлено, то и процесс отчуждения, естественно, также приостановится. В противном случае дело перейдёт в русло обеспечения общественного интереса, а это законодательный и довольно сложный путь, который тоже не будет быстрым», — пояснил юрист.

В этом случае правительство сможет приступить к оценке имущества, после чего только начнётся его приобретение.

Он также поставил под сомнение цели правительства: «Если премьер-министр заявляет, что после возврата акций или имущества государству их можно передать другому частному оператору, то речь идёт не о расширении государственного контроля или экономического влияния, а о перераспределении имущества. А в таком случае нельзя говорить о защите общественного интереса».

Тавадян поднял и более общие вопросы: «Почему такой подход не применяется к другим поставщикам общественных услуг? Почему закон изменили только в отношении ЭСА, но не водоснабжающих или газораспределительных компаний? Если целью является управление энергетикой со стороны государства, то для этого вовсе не требуется отмена права собственности. Законодательство о регулировании общественных услуг предоставляет достаточно широкие полномочия».

Он напомнил, что в июле компания «Ташир Капитал» обратилась в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма с требованием не применять изменения в законодательстве и не предпринимать шаги по национализации, включая возможность назначения государственного управляющего.

Несмотря на то что арбитраж принял иск к рассмотрению, правительство Армении продолжает реализацию своей стратегии. По словам Тавадяна, это связано с положениями Нью-Йоркской конвенции и Гражданского процессуального кодекса РА, которые позволяют не исполнять арбитражное решение, если оно противоречит общественному порядку.

«Сегодня у нас ситуация, когда государство — в лице как министра юстиции, так и представителя правительства в международных инстанциях — заявляет о наличии конфликта с общественным порядком. Это даёт суду основания не признать или не исполнять арбитражное решение. Такая возможность предусмотрена. А вот насколько это правомерно — уже другой вопрос», — отметил юрист.

13 ноября КРОУ рассмотрит вопрос о приостановлении лицензии ЗАО «Электрические сети Армении» на распределение электроэнергии.